САЙТ ГРУППЫ №3 ТЕРЕМОК
Продуктивная деятельность в раннем возрасте.Продуктивная деятельность в раннем возрасте. Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами. Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку и аппликацию – традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть отображают особым образом реальный мир. Такой вид деятельности, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. Каждый вид продуктивной деятельности несет в себе - развивающие функции. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Основными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности являются: 1. Создание эмоционально-положительного настроения, атмосферы живого и интересного общения. 2. Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности. 3. Активизация словаря 4. Развитие мелкой моторики рук 5. Знакомство с сенсорными эталонами. Структурные части занятий продуктивной деятельности: Предварительная работа - выполняется накануне занятия: • наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, продуктов ранее выполненной изобразительной деятельности малышей; • чтение художественной литературы, просмотр видео, слушание звукозаписи, показ театральных представлений; • разнообразные игры: сюжетные, дидактические, подвижные и другие, логически связанные с темой и целью занятия.
Подготовительная работа - постепенный переход от нерегламентированных видов деятельности к занятию, создание атмосферы заинтересованности тем, что будет происходить: • интригующая беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, ответы на их вопросы; • рассмотрение рисунков, иллюстраций, детских ранее выполненных работ; • чтение стихов и отрывков из больших по объему произведений; • приход к детям различных «гостей»; • угощение; • мини-спектакли. Мотивация - то, ради чего стоит выполнять предложенное. Процесс создания - совместная деятельность и общение воспитателя и детей. Итог работы: • эмоциональное реагирование на результаты труда; • благодарность тех, кто обращался за помощью; • положительная оценка любого результата; • использование изделий в играх и в быту; • использование работ как игрового и наглядного материала в дальнейшей работе; • стимулирование детей к воспроизводству содержания занятий в самостоятельной деятельности. Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп. потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует его логическое мышление. В группах раннего возраста детей знакомят с игровым строительным материалом: сначала с кубиками и кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят, включая различные геометрические формы (цилиндры, призмы, арки, конусы, брусочки и т. д.). Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы. Конструктивная деятельность - это деятельность по созданию какого-то реального продукта. Выразительными средствами является: форма, размер, последовательность, вес. Конструирование - более сложная деятельность, требует предварительного планирования. Требует мышления и воображения, практических способов в движениях (конструирование сравнивают с шахматами). Типы конструирования: 1) конструирование по образцу (образец построенный на глазах у детей; по готовому образцу; схематический образец; фотография образа); 2) конструирование по условиям (задаются педагогом или игрой, по замыслу. Конструктивная деятельность развивает у ребенка способность к планированию. В детском возрасте изобразительная деятельность и конструирование тесно связаны с игрой и игровой ситуацией. усложнение этих видов деятельности связано с обновлением и обогащением личного опыта. Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность. Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или товарищем. Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки - это способствует повышению их интереса к конструированию. Дети учатся : · правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик, · понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий); · правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.). · Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом: · размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд, · накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка, · замыкает пространство (загородка, забор, домик, · делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж). Характер творческой активности находиться в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому дети должны иметь возможность создавать постройки из различных строительных наборов, конструктора Lego, также мелких и крупных модулей простых конструкторов. Также необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машинки, кошечки, матрёшки) Для того, чтобы научить ребенка действовать со строительным материалом необходимо: его разнообразие. Место для игр, сюжет и мелкие игрушки тоже нужно менять, для того, чтобы у детей повышался и развивался познавательный интерес к строительству. Необходимо также отметить, что в конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку. Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве. Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, счётных палочек, природного и других материалов. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной, тестом и пластилином. Лепка помогает малышу развить мелкую моторику, усидчивость, внимание, пространственное мышление, фантазию. Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания. На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов. Обследование – это организованный взрослыми процесс восприятия предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы необходимо рассмотреть, а самое главное ощупать. Наиболее интересной и доступной для детей, является аппликация из бумаги ярких расцветок. Аппликация -один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Аппликация - тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке бумаги : сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание. Аппликация из бумаги для детей является очень интересным и развивающим занятием. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Из чего можно сделать аппликацию? * Из салфеток *Обрывная аппликация *Накладная аппликация * Объёмная аппликация из цветной бумаги * Аппликация из семян и круп Лучший способ развить творческие способности ребенка – это поддержка его усилий и одобрение достижений. Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Педагоги стараются чтобы воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути и нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности? • Развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. • Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность. • Происходит всестороннее воспитание дошкольника. • Сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. • В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. 20 апреля 2021 в 21:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.